Дешёвые авиабилеты
из Москвы куда угодно

Каждый день находим новые предложения

Москва
Авиабилеты
Что по скидкам
Я еду в Санкт-Петербург

Эрмитаж (Зимний дворец)

 

Мы привыкли называть Эрмитажем здание Зимнего дворца. Но это не совсем верно. Эрмитаж занимает несколько исторических зданий. Одно из них— императорский дворец на Дворцовой набережной.

Это примечательное здание нежного изумрудно-голубого цвета известно каждому со школьной скамьи. Здесь заседало Временное правительство перед своим свержением. С этим зданием связаны события Октябрьской революции.

А начиналось все в период правления Елизаветы Петровны. Она понимала, что Российскому государству для поддержания престижа России перед западными державами необходима резиденция, где будут приниматься иностранные гости, и решила построить его на берегу Невы. Но так как эти территории были уже заняты сановниками, то просто выкупила землю за казенный счет. Возведение дворца было доверено русскому архитектору Франческо Бартоломео Растрелли, итальянцу прочно прижившемуся в Российском государстве. Строительство велось на протяжении 8 лет, с 1754 по 1762 год. Современное здание состоит из 4 флигелей, расположенных в форме каре. Главный фасад обращен к Неве. Карниз украшают скульптуры и вазы. Первоначально они были изготовлены из камня, а позже заменены на медные.
В течение почти полутора веков в этих стенах жили члены царской семьи. Во время правления Екатерины II были получены первые экземпляры картин, выполненные голландскими и фламандскими мастерами. Для их расположения императрица предпочла залы Зимнего дворца. По ее желанию были выделены специальные покои, а любоваться картинами могла только она или гости по ее благорасположению. Посетителей сопровождали лакеи, рассказывающие о представленных картинах.

ИНТЕРЕСНО. Даже Александру Пушкину было трудно попасть в музей. О разрешении для него ходатайствовал поэт В.Жуковский, служивший воспитателем будущего императора Николая I.

 

Постепенно императрица и ее наследники коллекцию пополняли. А к моменту правления императора Николая I она достигла такого объема, что потребовалось открытие Императорского Эрмитажа. В 1852 году царь разрешил посещать Эрмитаж всем желающим. После революции работа музея была восстановлена в 1919 году. Первые выставки были посвящены живописи и Древнему Египту.

Эрмитаж по площади занимает второе место в мировом рейтинге музеев, а в его коллекции собрано почти 3 миллиона экспонатов. В настоящее время Музей открыт для посещений ежедневно. В третий четверг месяца вход — бесплатный. Кроме того, с его экспозициями можно не выходя из дома, онлайн. А в Казани, Выборге, Омске, Екатеринбурге, Венеции, Лондоне, Лас-Вегасе и Амстердаме открыты его филиалы.

Петергоф

s1200.jpg

Императорская загородная резиденция была задумана в 1710 году Петром I. Именно в период его правления были заложены основы регулярного Нижнего парка и спроектированы знаменитые фонтаны. Большую часть современного комплекса зданий выполнили в период правления Екатерины II. Она привлекла к строительству загородного дворца своего придворного архитектора Бартоломео Растрелли.

СПРАВКА. Именно в Монплезире, дворце Петра I в Петергофе, располагалась первая российская картинная галерея. Там были представлены полотна голландских, итальянских и немецких мастеров XVII-XVIII веков.

Внимание всех посетителей приковывает фигура Самсона. Мощные руки силача разрывают пасть льва, из которой бьет водяная струя. Ее высота ни много ни мало составляет 21 м. Считается, что фонтан олицетворяет победу русских войск над шведами в 1709 году.

У основания Каскада Драконов начинается территория Нижнего парка, разбитого на несколько садов. Их украшают множество разнообразнейших фонтанов и фонтанчиков. Среди них фонтаны-шутихи Елочка, Дубок, Зонтик, которые обязательно стоит посетить с детьми.

Дворцовый мост

00-1-960x600_c-1.png

Разводной мост через Неву нельзя назвать самым большим в Санкт-Петербурге. Его длина всего 260 м. Но он признан самым величественным. Свое наименование мост получил по расположенному Зимнему дворцу.

Изначально в этом месте находился наплавной мост. Решение о строительстве постоянного было принято только в 1916 году. Автором победившего проекта был А.Пшеницкий. Строительству помешала Октябрьская революция. Так решетки появились лишь в 1939 году.

Изображение моста с поднятыми пролетами стало визитной карточкой города.

Нарвские ворота

1200px-SPb_Narva_TriumphalGate_5195.jpg

Триумфальные ворота в честь победителей Отечественной войны 1812 года по проекту архитектора В.Стасова были воздвигнуты в 1827-34 годах. В настоящее время это место расположено рядом со станцией метро «Нарвская».

Первые ворота на неподалеку от Обводного канала строились к встрече победителей, прибывавших из Европы, в 1814 году. В то время они были простыми, деревянными. Под аркой воинам посчастливилось пройти четырежды. Но со временем они пришли в упадок. Участник Отечественной войны, генерал-губернатор столицы М. Милорадович предложил перенести их немного южнее, на берег реки Таракановки.

Новые ворота построили из кирпича и обшили медными листами. Верхнюю часть венчают конная скульптура, выполненная П. Клодтом, и статуя Славы работы С.Пименова.

КСТАТИ. Шестерка коней — одна из первых работ П.Клодта.

На боковых частях ворот выбиты даты начала и окончания возведения Триумфальной арки: 26 августа 1827 года и 17 (29) августа 1834 года. Внутри ворот есть помещения, отданные Музею Воинской славы.

Русский музей

 

Если вам мало экспозиций Эрмитажа, то не пожалейте времени, отправляйтесь в Русский музей. Он находится вблизи Инженерного замка. Коллекцию составляют произведения русской культуры, начиная с XII века. Основателем музея стал Николай II. По его именному указу в 1895 году для этих целей был выделен Михайловский дворец, а также все прилегающие к нему службы. Позднее были переданы Летний сад, домик Петра I возле Петровской набережной и Летний дворец, Кофейный и Чайный домики, Михайловский сад. Император хотел, чтобы все приобретенные экспонаты хранились только в музее и никуда не передавались. Первые картины поступили из Академии художеств, Эрмитажа, из Гатчины и Пушкина, а также были приобретены у частных коллекционеров. По замыслу Николая II в дальнейшем коллекция должна была пополняться за казенный счет и добровольные пожертвования.

Так и произошло. Уже за первое десятилетие ее собрание увеличилось в два раза, а в начале XXI века насчитывает более 400 000 единиц. Здесь хранятся иконы Андрея Рублева, картины А. Рублева, К.Растрелли, К.Брюллова, И.Репина, М.Врубеля, В.Серова.

У Русского музея существуют более 200 филиалов, расположенных по всему миру. Среди них есть и виртуальные.

Крейсер «Аврора»

86cbe44b9bdb89155899d030616c424b.jpg

С его именем связан знаменитый холостой залп по Зимнему дворцу, с которого началась Октябрьская революция. Но он вошел в историю гораздо раньше, приняв участие в русско-японской войне. В Цусимском сражении крейсер получил 18 повреждений средней и малой тяжести.

Крейсеру пришлось еще раз встать на защиту Отечества. Случилось это в годы Великой Отечественной войны. Во время налетов фашистской авиации крейсер отражал атаки. Экипаж, сошедший на берег, составил основу батареи обороны в поселке Дудергоф.

В настоящее время он занял вечную стоянку в Большой Невке. Здесь в 1956 году был основан Центральный военно-морской музей. Службу несли нахимовцы. Музей существует и сейчас. Возле крейсера активно торгуют русскими сувенирами. В 2014-16 годах был проведен большой объем ремонтных работ по возвращению судну первозданного вида. Но вот советская символика осталась.

Исаакиевский собор

isaakievskiy_sobor_2.jpg

Возведением самого большого собора занимался архитектор О.Монферран. Его творению принадлежит и внутреннее убранство. На строительство собора ушло почти 40 лет. Из государственной казны за эти годы было выделено 23 миллиона рублей серебром. Открытие состоялось в 1858 году.

Внешнюю часть собора украшают мраморные колонны, доставленные из-под Выборга. Купол был сооружен из металлоконструкций, что для тех лет было новаторством. В росписи внутреннего убранства принимали участие выпускники Академии художеств К.Брюллов, Ф.Бруни, В.Шебуев и многие другие.

СПРАВКА. Золочение купола осуществлялось огневым способом. При нем происходит испарение смертельно опасных ртутных паров. Говорят, что по одной из этих причин при возведении собора погибла четверть строителей.

Здание собора украшено сценами, повествующими о жизни и скорбном пути Иисуса Христа. Среди 350 скульптур можно узнать Марию с младенцем, Иосифа и апостолов. Завершает строение колоннада, расположенная на высоте 43 метров над землей. К выходу на нее ведут две лестницы, по 200 ступеней каждая.
 

Царское село

 

Желающим посетить красивейший парк и совместить прогулку с осмотром достопримечательностей лучше отправиться в Царское село. Именно там располагаются два красивейших дворца Екатерининский и Александровский, а также Лицей, в котором учился А.Пушкин.

СПРАВКА. Соучениками великого русского поэта были государственные деятели России: дипломат А.Горчаков, директор Санкт-Петербургской публичной библиотеки барон М.Корф, полярный исследователь, адмирал Ф.Матюшкин.

Заметное место в дворцовом комплексе занимает Екатерининский дворец. Он не только больше всего реставрирован. В нем находится легендарная Янтарная комната. Утраченная в годы великой Отечественной войны, она была воссоздана заново к 300-летию Санкт-Петербурга по архивным источникам.

Не менее красив Большой зал, занимающий площадь 860 квадратных метров. Его длинные стороны украшены 24 высокими окнами, в простенках между которыми находятся зеркала и резьба, покрытая золотом. Потолок раньше украшал плафон из 3 частей: «Аллегория России», «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы». Первая часть была утеряна, а две другие обнаружены в запасниках Михайловского замка и вернулись на место во время реставрации в 1953-54 годах.

Огромная коллекция полотен европейских мастеров XVII-XVIII веков собрана в Картинном зале.

Спас на Крови (Храм воскресения Христова)

sobor-spasa-na-krovi.jpg

Спас на Крови построен на канале Грибоедова на народные деньги. Именно на том месте, где было совершено покушение на императора Александра II. Собирали по копейке всей страной как дань искупления. Внешним видом храм очень похож на московский Храм Василия Блаженного. Строительство начали в 1883 году и завершили только через 24 года.

Сооружен Храм по последнему строительному слову. В частности для его освещения было проведено электричество. Над внутренней отделки использована мозаика, над которой работали выпускники Академии художеств, в том числе В.Васнецов. На внешних стенах существуют надписи, которые перечисляют деяния императора Александра II.

Начиная с 30-х годов XX века храм стоял закрытым для верующих. Реконструкция осуществлялась в 60-х годах. А службы возобновились только в 2004 году.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость.jpg

Тем, кто хочет узнать откуда начался такой красивый город, стоит посетить Петропавловку. Так местные жители называют Петропавловскую крепость, основанную Петром I на Заячьем острове. Немного позднее здесь строят усыпальницу для царской семьи. Петр решил перенести семейные захоронения сюда, в город, который он решил сделать столицей Российского государства вместо Москвы.

ИНТЕРЕСНО. С 30-х годов XVIII века и по сей день из Петропавловской крепости раздается выстрел, оповещающий 12 часов дня.

Среди зданий крепости есть и службы Монетного двора, существующего с 1724 года. Он работает и сейчас, выпуская медали, государственные награды, российские монеты.

Не забыта и отечественная космонавтика. Именно здесь в 1925-33 годах располагалась Газодинамическая лаборатория, работавшая в этой области. Поэтому естественно, что в ее помещениях был организован Музей космонавтики и ракетной техники.

Ну а любителям острых ощущений можно пройти в казематы, где содержались государственные преступники. Одним из первых ее узников был цесаревич Алексей, сын Петра I. Секретным арестантом был автор «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Радищев. Затем здесь томились декабристы.

Зоологический музей

v880_llTYP2uGHCY.jpg

Этот музей особенный. Он был создан из экспонатов Кунсткамеры в 1832 году. Так что Музею почти 200 лет. Здание состоит из двух этажей. Под стенды музея выделены помещения второго этажа и ярусы. Здесь собраны представители фауны всего мира.

Коллекция бабочек, расположенная на хорах, включает более 10 000 видов насекомых. Можно познакомиться как с самыми красивыми представителями (бабочки самых разных размеров и цветов), так и самыми противными (тараканы).

В большой коллекции второго зала находится множество представителей подводного мира, обитающего на планете: киты, дельфины, земноводные, всевозможные ракообразные, моллюски. Собрана огромная коллекция птиц, обитающих в различных уголках планеты.

Здесь интересно все. Но кого может оставить равнодушным экспозиция, посвященная мамонтам? Она находится в огромном зале, посвященным млекопитающим. Это не только останки туш, но и история изучения этих млекопитающих, обнаруженных в якутской вечной мерзлоте. В витринах также собраны чучела медведей, волков, лис. Рядом с ними пристроились более мелкие млекопитающие. Множество витрин оформлены таким образом, чтобы дать наиболее полное представление о жизни животных в естественных условиях.

Кронштадт

 

Город Кронштадт расположился на острове Котлин и близлежащих островах. Первые фортификационные сооружения были заложены в период правления Петра I. Освящение было осуществлено в 1704 году. При этом первое наименование было Кроншлот. В переводе с голландского языка означало «Коронный замок» (с ударением на последнем слоге). И поистине эта крепость стала защитницей строившейся столицы. Благодаря месторасположению за всю историю мимо него не удалось пройти незамеченным ни одному вражескому судну.

Об истории Кронштадта и его крепости можно подробно узнать в посвященных им музеях. Также в городе есть совсем молодой музей, посвященный военной истории Кронштадта. В нем же представлена история становления и развития водолазного дела в России.

Для осмотра открыты старинные форты. На них приходились самые огромные тяготы обороны. Многие были разрушены в начале XX века, но получить представление об их мощи и масштабности можно и сейчас. В форте Константин можно посетить уникальный музей, посвященный маячному делу.

В городе, долгое время остававшемся закрытым, сохранилось много исторических достопримечательностей. Среди них кронштадтское Адмиралтейство (большой комплекс зданий), здания казарм и остатки стен Кронштадтской крепости, Гостиный двор, Арсенал. В городе построили свои дворцы А.Меншиков и Петр Великий. Сохранились и Летний сад, и Петровский парк.

В Андреевском соборе Кронштадта на протяжении 53 лет служил священник Русской православной церкви Иоанн Кронштадтский. Работает Музей-квартира знаменитого проповедника.

Летний сад

 

Первые работы по созданию парка были начаты в 1704 году. Император Петр I пожелал на обустроенной мызе устроить свою летнюю резиденцию и поручил Ивану Матвееву разработать первоначальную планировку сада. Уже тогда в нем предусматривалось устройство фонтанов и зданий различного назначения.

Возле мыса, образованного слиянием Невы и Фонтанки, для царя был обустроен Гаванец. Именно он считается первой каменной набережной Петербурга. Стены были облицованы известняком, и по понятной причине не сохранились. Но в настоящее время часть остатков расчищена и охраняется.

Архитектор Петра И.Матвеев много сил уделял созданию фонтанного комплекса сада. Для того, чтобы в них поступало достаточное количество воды, был вырыт Лиговский канал. Между ним и Летним садом уложили трубы, которые пострадали во время наводнения 1777 года. Екатерина II не нашла возможности их восстановить. Большая реконструкция началась только в 2009 году. Постепенно фонтаны восстанавливаются и в них пускают воду.

Но зато императрица Екатерина II подарила Летнему саду его ажурную решетку, созданную Ю. Фельетеном, и на протяжении многих лет служащую его символом. Аллеи же парка украшают мраморные скульптуры. Большое их количество было доставлено из Венеции.

Собор святых апостолов Петра и Павла

 

Православный собор в центре Петропавловской крепости был задуман Петром I, как место для последнего упокоения членов императорской семьи. Его заложили в 1703 году в день памяти апостолов Петра и Павла, отмечаемого 12 июля. До 2012 года здание высотой 122,5 метра было самым высоким в городе. Так было задумано императором. Чтобы храм возвышался среди остальных строений и был виден издалека.

Писать иконы для храма было поручено московским иконописцам М.Меркурьеву и Ф.Артемьеву, занимавшимся работой в течение 3 лет. Их доставили в 1729 году. На образах были запечатлены покровители Санкт-Петербурга Петр и Павел, русские князья Владимир, Борис и Глеб и княгиня Ольга.

Так как царь решил сделать собор местом усыпальницы династии, с 1715 года там начали хоронить членов его семьи. Первой была похоронена двухлетняя дочь Петра. Впоследствии здесь нашли последний приют все императоры России. В 1998 году в соборе были преданы захоронению останки растрелянной семьи Николая II и их слуг, обнаруженные в Екатеринбурге.

Казанский собор

sobor-fontan-sankt-peterburg-kazanskij.jpg

Казанский собор на Невском проспекте строился в 1801-11 годах по решению императора Павла I русским архитектором А.Воронихиным. Он предназначался для хранения чудотворной иконы Казанской божьей матери. После Отечественной войны 1812 года храм стал символом русского мужества. В одном из приделов был захоронен полководец М.Кутузов. В сражении при Бородино русские войска сопровождал список иконы Смоленской божьей матери, находящийся возле его могилы. Доставленные из побежденных городов ключи и трофеи также поместили на хранение в Казанский собор.

Из конфискованного во время сражений во Франции серебра для Казанского собора был отлит иконостас. Главную святыню — икону Казанской Божьей Матери поместили в оклад из чистого золота и украсили жемчугом и огромным количеством драгоценных камней. В середине 30-х годов XX века он был уничтожен и восстановлен только в 2000-х годах.

В 1837 году площадь перед храмом украсили памятники великим полководцам М.Кутузову и М.Барклаю-де-Толли. В этот же скверик в 1935 году перенесли фонтан, ранее находившийся на Пулковском шоссе по дороге в Царское село. Теперь это место отдыха петербуржцев и гостей города.

Казанский собор считается одной из популярных достопримечательностей города и служит его символом.
 

Медный всадник (Памятник Петру I)

-Gxo1ctymQnMRl5n7vXTN3QUFXa5NDFBGt4tIUSQAkU_420PiOJ72VI-joW86SeNp0Esid8-xGvfpY3m4VPkDu0pMNeAddlbiBMeIfb60XR1HkUq7WF2GBHZKTNFlBobKthQYfuYFK82Q__jwPIn1_ETYcaAfqJSnMXa4bldmlHJSxeQvWS5J_BpREyt7eIQPCwzVoQ3GAwVwSx_R4wUJQfPR.jpg

Еще один символ города, известный каждому, благодаря А.С.Пушкину. Он установлен на Сенатской площади по постановлению Екатерины II в честь Петра I.

Работа над скульптурой была доверена французскому скульптору Э.Фальконе. Создание головы Петра скульптор поручил своей ученице М.Колло, а змеи— русскому скульптору Ф.Гордееву. Работу над памятником после отъезда из России Фальконе завершал Ю.Фельтен.

ИНТЕРЕСНО. Для установки скульптуры из деревни Лахта была доставлена огромная, целиковая глыба гранита. Ее транспортировка осуществлялась зимой, по невскому льду, а прибытие было встречено большой толпой народа.

В нескольких произведениях русской литературы памятник представлен, как мистический образ. Благодаря повести А.Пушкина, за ним закрепилось название Медный всадник. Герой одноименной повести убегает от сошедшего с постамента всадника.

Морской Никольский собор

 

На Никольской площади Санкт-Петербурга возведен собор, как дань памяти славным делам Российского флота. Его построили по проекту С.Чевакинского в 1753-62 годах. Отдельно от него построена высокая колокольня, состоящая из 4 ярусов.

В нижней части храма находится Никольская церковь, посвященная Николаю чудотворцу, покровителю плавающих и путешественников. Здесь хранится главная святыня храма— икона Николая чудотворца, созданная греческим мастерами в XVII веке. Здесь же и частица его мощей.

Екатерина II задумала построить большой храм и считать его собором, в котором было бы можно отмечать победы российского флота и отдавать дань памяти погибшим морякам.
 

Мраморный дворец

 

В 1768 году Екатерина II решила на Марсовом поле на площади, образовавшейся после пожара 1737 года на месте Почтового двора и слоновника, построить дворец для графа Орлова. Но он умер, и она выкупила стройку в казну. Позже дворец был пожалован внуку Константину.

Дворец строился по проекту А.Ринальди. По внешнему виду дворец очень напоминает итальянские дворцы-палаццо.

ИНТЕРЕСНО. Для облицовки фасада здания использовались гранит и мрамор, что было новшеством. Зато материал закрепился в названии. Мрамор присутствует в отделке и парадной лестницы, и парадного зала. Для украшения последнего было использовано 7 видов мрамора больше трех десятков оттенков.

После передачи дворца Русскому музею в залах разместили экспозицию живописи иностранных художников, живших в России в XVIII-XIX веках. В 1994 году во дворе перед ним установили памятник Александру III, перенесенный со Знаменской площади и хранившийся в запаснике русского музея.

Меншиковский дворец

 

Это здание считается первым каменным зданием города, выполненным в стиле петровского барокко. В его строительстве принимали участие итальянский архитектор Джованни Фонтана и немецкий архитектор Готфрид Шедель. Работы производились в 1710-14 годах.

Петр I презентовал участок земли между Большой и Малой Невой своему верному сподвижнику А.Меньшикову после победы в Северной войне. На большой территории были построены многочисленные службы, необходимые для приема почетных гостей и проведения ассамблей. Сам царь очень любил бывать здесь и проводить время среди гостей.

Внешний простой вид здания обманчив. Во дворце все продумано для комфортного проживания, что так любил хозяин. Но в 1727 году он был сослан в Березов, а дворец забран в государственную казну.

Позднее комплекс передали Кадетскому корпусу и возвели дополнительные постройки для его нужд.

В новой истории России Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа. В 1981 году в нем была проведена реставрация, после которой туда перенесли экспозицию, посвященную петровской эпохе.
 

Домик Петра I

 

Первым домом, построенным в Санкт-Петербурге считается летнее жилище Петра I. Оно находится вблизи Троицкой площади. Небольшой домик был возведен всего за три дня в мае 1703 года.

Здание построено из соснового бревна по типу русской избы силами простых солдат. Внутреннее убранство наоборот создавалось в угоду увлечению царем всем голландским. Так как он жил в домике только в летние месяцы, то возведением печей не озаботились. На крыше установили мортиру, а на краях конька бомбы. Они символизировали должность капитана бомбардиров, имеющуюся у императора.

Во время правления Екатерины Великой над домиком возвели специальный футляр для предохранения от повреждений. Позднее в период царствования Николая I установили новый, каменный, доживший до наших дней.

В 1958 году в домик было проведено отопление, что дало возможность посещать его в любую погоду и время года. Здесь хранятся подлинные вещи императора Петра и предметы быта, относящиеся к началу XVIII века.

Музей Фаберже

muzey-faberzhe-countryscanner-1.jpg

В центре Санкт-Петербурга в бывшем дворце Нарышкиных-Шуваловых открыт музей Фаберже. Основателем музея прикладного искусства стал В.Вексельберг. В нем собрана коллекция ювелирных изделий, выполненных русским мастерами XIX- начала XX веков. Наиболее ценную часть собрания представляют знаменитые императорские яйца, выполненные фирмой Фаберже. Среди них находятся самая первая и последняя работы.

Кроме зала, где представлены эти экспонаты, работают Выставочный, Готический, Рыцарский, Гостиные, Буфетная. В каждом зале создана определенная экспозиция. Так в Выставочном находятся полотна русских живописцев начала XX века. В Верхней буфетной представлены работы П.Ренуара. Готический зал отведен под коллекцию русских икон, выкупленных на мировых аукционах.

Всего в фондах музея хранится больше 4000 предметов. Это интерьерные и культовые вещи, столовое серебро, пасхальные яйца, ювелирные изделия, выполненные современниками Г.Фаберже И. Сазиковым, П. Овчинниковым, Ф. Рюкертом, И. Хлебниковым. Живопись представлена работами И. Айвазовского, К. Маковского, К. Брюллова, В. Аммона, В. Поленова, Г. Семирадского, А. Харламова.

Мариинский театр

 

Это один из самых знаменитых театров мира. Основан 5 октября 1783 года. Первые представления давались в Большом театре, располагавшемся в здании Консерватории. Поэтому встала необходимость строительства собственного здания.

В 1859-60 годах архитектор А.Кавос на Театральной площади возвел здание театра, которому было присвоено имя императрицы Марии Александровны. Очень часто его называют Мариинским.

В 1883-86 годах была произведена перестройка, позволившая перенести на сцену театра балетные постановки, продолжавшие идти в Большом театре.

В разное время в труппе блистали мастера оперного и балетного искусства: М.Максакова, И.Богачева, Ю.Марусин, С.Лейферкус, А.Нетребко, И.Колпакова, Н.Макарова, Р.Нуриев, М.Барышников, Ф.рузиматов, У.Лопаткина, Д.Вишнева. В связи с пандемией COVID театр нашел возможность ежедневно транслировать свои спектакли онлайн.

Смольный собор

 

Архитектурный ансамбль Смольного монастыря входят не только культовые здания, но и институт для воспитания девушек из благородных семей. Основу комплекса составляет Смольный собора, закладка которого была осуществлена по указу дочери Петра I Елизаветы Петровны 30 октября 1748 года. Императрица планировала последние годы жизни провести в этой обители.

Автором красивейшего собора был Б.Растрелли. Оно построено в стиле барокко. Растрелли, хорошо знавший царицу, ввел элементы русской архитектуры.

Долгое время собор считался главным собором всех учебных заведений. Здесь ежегодно проходили богослужения, на которых присутствовали все учащиеся учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны, матери Николая I. В нем велась большая работа по воспитанию молодого поколения.

После возвращения собора русской Православной в 2009 году здесь возобновились богослужения, а в 2013 году установили новый колокол. На нижней части колокола присутствуют названия всех главных вузов города.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

 

Если Невский проспект начинается от здания Адмиралтейства, то завершает его Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Основателем монастыря считается Петр I. Месторасположение и имя связаны с Александром Невским, по преданию в этом месте одержавшем победу над шведами. В 1724 году по распоряжению императора сюда были перенесены мощи Александра Невского, прежде хранившиеся во владимирском Рождественском монастыре.

Над проектом лавры работал Д.Трезини. Он рассматривал лавру не только как комплекс религиозного значения, но и как фортификационное сооружение на юго-восточной части строившегося города. В царствование Екатерины II проект был переработан и возведено новое здание.

Монастырь действовал вплоть до закрытия в 1933 году. Позднее в нем расположились различные организации, в том числе Станция переливания крови. На кладбище свозили различные надгробия со всего города. Всего некрополь состоит из четырех кладбищ. Одним из них является Тихвинское, на котором похоронены многие видные деятели России. Среди них уральский заводчик П.Демидов, министр внутренних дел И.Дурново, дочь Н.Карамзина Е.Мещерская, русский композитор П.Чайковский.

На Лазаревском кладбище можно почтить могилы Н.Шереметева и его жены, бывшей крепостной певицы П.Жемчуговой, русского механика и скульптора А.Нартова, автора памятника Минину и Пожарскому И.Мартоса.

Ростральные колонны

 

В самом центре северной столицы расположены Ростральные колонны, установленные в 1805-10 годах по проекту Т.де Томона. Они выполняли функцию маяков для судов, проходящих по Неве. Фонари наверху зажигали по ночам и во время тумана вплоть до 1885 года.

Колонны украшены носами древнеримских кораблей, которые называются рострами. По их названию получили имя и сооружения. В Древнем Риме было принято украшать колонны носовой частью поверженных вражеских кораблей. По такому принципу пошел и автор Т.де Томон. Колонны символизируют мощь и силу Российского государства и его морского флота.

Вверху находятся чаши, представляющие собой светильники. В нижней части колонн располагаются фигуры, символизирующие русские реки Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

Стрелка Васильевского острова

 

У слияния Большой и Малой Невы образовался мыс, на котором впоследствии были и построены Ростральные колонны. Ее архитектурный облик сформировался в течение нескольких веков.

В средние века территория владений на ней принадлежала новгородскому посаднику Василию Селезню. Петр Великий передал ее своему сподвижнику А.Меншикову, построившему здесь свой дворец.

В 1719-21 годах Д.Трезини разрабатывает план, по которому на Стрелке должны были быть сооружены государственные учреждения. Одним из них было здание Двенадцати коллегий, существующее до сих пор. Здесь же на набережной Петр основал Кунсткамеру, куда доставлялись диковинки из поездок царя.

В 1728 году недостроенный дворец царицы Прасковьи Федоровны передали Академии наук. Затем на берегу Большой Невы построили ее главное здание. В типографии Академии начали печатать старейшую российскую газету «Санкт-Петербургские ведомости», выходящую до сих пор.

На Стрелке Васильевского острова в 1805-10 годах построили здание Биржи, необходимой для стремительно развивающейся экономики Российского государства. Перед ней оборудовали площадь, а набережные убрали камнем. Спуск к Неве обустроен пандусами, позволившими подъезжать к самому берегу.

Сфинксы

 

Прогуливаясь от Зоологического музея к Университету можно дойти до фигур сфинксов, расположенных на Университетской набережной. Они были доставлены в Петербург в 1832 году из Египта, благодаря русскому путешественнику А.Муравьеву. Он приобрел их для российской Академии наук по согласованию с Николаем I на одном из торжищ Александрии.

Исследования подтвердили, что скульптуры относятся к XIV веку до н.э. Материалом для сфинксов послужил асуанский гранит. Они были обнаружены в руинах пирамиды Аменхотепа III, расположенного в Фивах и являются скульптурным изображением молодого фараона. Между передними лапами имеется надпись иероглифами с его титулами.

Павловск

 

В 1778 году в небольшом поселении на берегу реки Славянки Екатерина II построила два дома для своего сына Павла и его жены Марии Федоровны. Буквально спустя неделю после восшествия на трон, Павел переименовывает Павловское село в Павловск.

На месте одного из домов архитектор Ч.Камерон возвел Павловский дворец. Позднее Павел подарил его своей жене, так как больше любил бывать в Гатчине.

Это красивейший дворцово-парковый ансамбль, состоящий не только из собственно дворца, но и ландшафтного парка, действующей Русской православной церкви Петра и Павла. Аллеи парка украшены мраморной скульптурой.

На территории города построены православные и лютеранские храмы. В павловском Музыкальном вокзале в разные годы выступали И.Штраус, М.Кшесинская, Ф.Шаляпин.

В 2003 году неподалеку от Большого дворца был установлен памятник И.Штраусу, уменьшенная копия памятника, находящегося в Вене.

Дорогу в Царское село украшают чугунные ворота, названные в честь Николая I.

Для более полного ознакомления с городом хорошо посетить Краеведческий музей, в котором собраны исторические документы и изображения владельцев Павловска, предметы быта и прикладного искусства, связанные с историей.

Гатчина

 

Город находится в верховье реки Ижора. До Санкт-Петербурга всего 42 км. Благоустройство территории было начато при Екатерине II, пожелавшей создать дворец для своего фаворита графа Орлова. Под руководством архитектора А.Ринальди были спроектированы Большой Императорский дворец и зверинец для охоты, а в память Чесменского боя установлен обелиск. Во дворце привлекает внимание Мраморная столовая, потолок которой поддерживается колоннами из каррарского мрамора.

Эту резиденцию очень любил император Павел I. Во время его правления строительными работами в Павловском комплексе занимался архитектор В.Бренна. В 1798 году строится Приоратский дворец по проекту Н.Львова. При его сооружении использовалась землебитная технология. Внешним видом он напоминает средневековый монастырь, в котором собирались рыцари-мальтийцы. Известно, что император принадлежал к этому ордену.

Ораниенбаум

 

В 40 км от Петербурга был возведен еще один дворцово-парковый комплекс. Ораниенбаум был резиденцией великого князя Петра Федоровича, ставшего императором Петром III.

Наиболее старым строением на территории комплекса является Большой дворец, возведенный в 1710-27 годах. Он строился для А.Меншикова архитектором Ф.Фонтана, а затем И.Шеделем. Дворец был построен с роскошью, затмевавшей Петергоф. В нем была устроена оранжерея, давшая название и самому городу. Здание делило парковую территорию на две части. Таким образом получилось создать два абсолютно разных сада. Один с регулярной планировкой, второй— пейзажный.

На Красном пруду построили плотину, а от нее проложили специальный водовод, от которого питались фонтаны Нижнего сада. Там же высадили плодовые деревья. Позднее в 60-х годах XVIII века в саду установили мраморные скульптуры. На северной границе Нижнего сада сохранился Картинный дом, где по существующей описи были собраны более 300 живописных полотен.

В глубь Верхнего парка спрятался Китайский дворец, построенный при Екатерине II. К концу века существовала мода на все китайское, и императрица не осталась в стороне. В декорировании помещений были использованы настоящие предметы интерьера, доставленные из Японии и Китая.

Рядом, в Ораниенбауме, существовали мозаичные мастерские, на которых вырабатывался стеклярус. Им было отделано одно из помещений, получившее название Стеклярусный кабинет. По стеклярусу шла вышивка из синельного шелка. Считалось, что они были изготовлены во Франции, но совсем недавно специалисты смогли подтвердить, что работы была выполнена русскими вышивальщицами.

Дворцовая площадь и Александровская колонна

 

Между Эрмитажем и аркой Главного штаба находится Дворцовая площадь. Это главная площадь города. На ней проводятся все значимые торжественные мероприятия, праздники, выступления музыкантов. На ней празднуют первый бал выпускники школ. На праздник «Алые паруса» стараются попасть многие гости города.

В самом центре площади возвышается высокая стела. Этот памятник был создан архитектором О. Монферраном в 1834 году. Александрийский столп — дань памяти Александру I, в царствование которого была одержана победа над Наполеоном. В центральной части фундамента была замурована шкатулка с отчеканенными в честь победы 1812 года монетами.

Основание колонны установлено на монолитный мраморный пьедестал, окруженный бронзовыми фигурами. На них древнерусское защитное обмундирование, а на самом основании —украшение из лаврового венка.

Колонна изготовлена из целикового мрамора розового цвета, доставленного из Пютерлакской каменоломни под Выборгом. Его общая длина составляла 25, 6 м, а диаметр— 3,66 м (нижний) и 3,19 м (верхний). Общая высота памятника составляет 47, 5 метров.

ИНТЕРЕСНО. Колонна держится только за счет силы своей тяжести. Существует легенда, что бабушка М.Лермонтова боялась ездить по Дворцовой площади, думая, что она может упасть.

Памятник Николаю I

 

На Исаакиевской площади установлен памятник Николаю I. Автор конной скульптуры — П.Клодт, а пьедестала— О.Монферран.

На отливание фигур всадника и коня истрачено больше 21 тонны металла. Мастер рассчитал все настолько точно, что конь как бы парит в воздухе. Ведь фигура животного держится только на задних ногах.

Скульптура установлена на одной оси с Медным всадником, который расположен к Николаю I спиной. Во время отливки первая статуя не получилась, металл вырвался из формы. Такая же история приключилась и с Медным всадником. Остряки по этому поводу сочинили эпиграмму: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

В советское время памятник был признан шедевром инженерного искусства и только по этой причине избежал сноса.

Памятник Екатерине II и Екатеринский сад

63df3fee7448e521698dc6f7eba6146a.jpg

В 1873 году перед Александринским театром к столетию российской императрицы был установлен памятник работы скульптора М.Микешина. Пьедестал памятника выполнен из различных видов гранита. На сооружение памятника потребовалось больше 10 лет.

Фигуру императрицы окружают ее сподвижники Г.Потемкин, Е.Дашкова, И.Бецкой, А.Суворов, П.Румянцев-Задунайский и другие. Памятник по своей композиции напоминает новгородский «Тысячелетие России».

ИНТЕРЕСНО. Рассказывают, что в момент закладки фундамента в 1869 году многие петербурженки бросали в котлован свои драгоценности.

Вокруг памятника разбит небольшой сад. Он появился в 1832 году, благодаря большой перестройке ближайшего квартала. За годы Великой Отечественной войны и последующего восстановления города садик пришел в упадок. В 1962 году на его территории были высажены тысячи новых растений: роз, луковичных и многолетников.

Аничков мост

 

Конные скульптуры, выполненные П.Клодтом, стали еще одним символом города. Мост находится на пересечении Невским проспектом реки Фонтанки. Рядом с ним находятся дворцы Белосельских-Белоцерковских и Аничков.

Мост был строился множество раз, так как в этом месте находилась важная переправа. По этой дороге прибывал транспорт из Новгородской губернии, это был важный транспортный узел.

Наименование закрепилось по имени М.Аничкова, инженера-подполковника Астраханского пехотного полка, возглавлявшего одно из подразделений, принимавших участие в строительстве и дальнейшей охране моста.

Современный каменный мост был построен меньше чем за год и сдан в ноябре 1841 года. Его украсила красивая литая решетка с морскими животными. По углам встали фигуры коня и его укротителя.

ЛЕГЕНДА. Говорят, что два из коней подкованы. Они расположены таким образом, будто идут от кузниц, располагавшихся в районе Литейного проспекта. Два другие не подкованы и только направляются туда.
 

Михайловский замок

 

Павел I очень любил этот дворец и принял в нем свою смерть. Так как он считался магистром Мальтийского ордена, то называл свое жилище замком. В самом замке была построена домовая церковь в честь архангела Михаила, покровителя дома Романовых. Таким образом и сложилось название дворца— Михайловский замок.

Его второе название Инженерный замок связано с расположением в годы советской власти на его территории Петроградских курсов РККА. Кстати, одним из выпускников был легендарный генерал Д.Карбышев, замученный и замороженный в лагере смертников Маутхаузен.

Архитектором, строившим дворец, был В.Баженов. Император так его торопил, что приходилось использовать материалы сырые и доставленные с других строек. Когда в нем поселился Павел, то здание даже еще не просохло. В плане чертеж здания представляет правильный четырехугольник со скошенными углами. Здание соединялось с городом тремя переброшенными мостами, которые на ночь поднимались. Павел очень боялся заговорщиков. Но они убили его именно в этом дворце. После его смерти никто из династии жить в замке не пожелал.

Дворец Белосельских-Белозерских

 

Это красивое розовое здание расположено в самом центре Невского проспекта, рядом с Аничковым мостом. Оно перестроено в стиле русского необарокко архитектором А.Штакеншнейдером. Прежним архитектором был Ф.Демерцев, который возвел первый трехэтажный дворец столицы.

После грандиозной перестройки здание напоминает дворцы Б. Растрелли. Предполагается, что прототипом был дворец Строгановых. Дворец был пышно отделан не только снаружи, но и внутри. Лестницу украсили фигуры атлантов и кариатид, а ее решетку — вензели инициалов хозяина.

Сейчас в здании работает культурный центр, организовывающий выступления выдающихся музыкальных исполнителей классической музыки.

«Книжная лавка писателей»

 

Это не только один из самых старинных книжных магазинов города, но и клуб писателей. В настоящее время существует указ, по которому запрещается его перепрофилирование или изменение названия. Здесь проводятся традиционные встречи с писателями и литераторами с начала XIX века.

В этом помещении находился знаменитый магазин А.Смирдина, который часто посещали А.Пушкин, В.Жуковский, Н.Карамзин. В квартирах, сдававшихся выше жили А.Куприн и А.Белый.
 

Дом книги

 

Здание в стиле ампир знаком всем любителям литературы. Оно находится на канале Грибоедова напротив Казанского собора. Автором проекта и исполнителем работ был архитектор П.Сюзор. При строительства здания смешались два стиля: модерн и необарокко. Здание предназначалось для американской фирмы «Зингер», щедро оплатившей работу.

Во время строительства использовались новшества. В первый раз в России для здания выполнялся металлический каркас. До этого периода дома в стране строили без лифтов, а здесь они появились. Даже на крыше была предусмотрена автоматическая чистка от снежного покрова. Внутренние дворы здания были покрыты стеклянными крышами, защищавшими от непогоды.

На куполе здания установили глобус, а фасад украсили скульптуры-символы прогресса и швейной индустрии. Ведь основным видом деятельности заказчика была реализация швейных машин на территории Российского государства.

В советские времена здесь находился Лениздат и велась торговля книжной продукции. Сейчас книжному магазину отведено только 2 нижних этажа, а остальные занимает редакция ВКонтакте.

Гостиный двор

 

С момента основания в помещениях Гостиного двора велась оптовая торговля. Построено здание в 1875 году по проекту Ж.Валлена-Деламота. Для своего проекта он выбрал классический стиль.

По приказу 1758 года все лавки в построенном здании передавались купцам в пожизненное владение и могли передаваться по наследству. Наименования линий отражали названия товаров, которым здесь торговали. Это были Перинная, Большая Суровская, Зеркальная и Малая Суровская линии.

В 1886-87 годах главный фасад, выходящий на центральный проспект города был украшен. Его пышно декорировали при участии Н.Бенуа.

Сейчас в бутиках и магазинчиках Гостиного двора можно приобрести товары из любой страны мира, любых дизайнеров и мировых брендов.

«Елисеевский» магазин

 

На углу Невского проспекта и Малой садовой улиц находится легендарный продуктовый магазин. Он построен в 1902-03 годах в стиле модерн по проекту архитектора Г.Барановского. Весь облик здания по идее заказчиков был призван служить пышной витриной для продаваемых товаров и манить покупателей, интриговать. Заказчиками были братья Елисеевы, ведшие торговлю колониальными товарами в Москве, и желавшими построить не просто магазин. В здании было отведено место для театра.

Небольшое помещение магазина богато отделано лепниной и цветным стеклом. Его украшают хрустальные люстры, украшенные стеклянными цветами. Окна отделаны витражами, занимающими всю сторону, выходящую на Невский проспект.
Через арку от магазина был устроен театр. В советское время здесь разместился Театр сатиры и юмора, не прекращавший представления даже в блокадные годы ни летом, ни зимой.

Памятник Петру I-плотнику

 

Этот памятник появился совсем недавно, как дань памяти царю, не гнушавшемуся никакого труда. Его установили на Адмиралтейской набережной в качестве подарка от Нидеоландов.

Дело в том, что до революции в Санкт-Петербурге уже был подобный монумент, уничтоженный в советское время, как не имеющий ценности.

Современная бронзовая скульптура выполнена Л.Берштамом, и доставлена в город морским путем военным кораблем. Это копия, выполненная по образцу памятника, установленного в нидерландском Саардаме.
 

Цирк на Фонтанке

 

Трудно найти тех, кто не любит цирк. Устав гулять по городу, посвятите вечер культурному мероприятию.

Цирк на Фонтанке является первым каменным, стационарным цирком в Российской империи. До революции он принадлежал семейству Чинизелли, старой цирковой династии. Его имя вернулось на фасад здания в 2015 году.

Именно Чинизелли перестроили деревянное здание в каменное. Они же успешно управляли цирком на протяжении нескольких десятилетий. При строительстве помещения был применен ряд технических новшеств. В том числе не было установлено никаких опор, удерживающих купол. Это позволило создать пространственный эффект.

В отделке зала было предусмотрено сочетание малинового бархата с зеркалами и золотом. Это придало роскоши и помпезности. В общей сложности зал вмещал 1500 человек, а с учетом галерки одновременно в цирке могли присутствовать до 5 000 посетителей.

Памятник петербургскому дождю

 

Такой необычный памятник не случайно появился именно в Петербурге. Инсталляция представляет собой стеклянную стену, которую делит пополам черный дождик.

Город отличается влажностью и частыми дождливыми днями. Поэтому струи дождя, плавно стекающие по стеклу удачно вписались в окружающую. атмосферу. Памятник соорудили в Измайловском гостином дворе. Там, где Измайловский проспект пересекает 1-ую Красноармейскую улицу.

Мозаичный дворик

 

Такой уникальный дворик вряд ли можно встретить еще где-либо. Он располагается на пересечении улицы Чайковского и Фонтанки в самом центре города. Все элементы конструкции выполнены из мозаики. Именно поэтому посетители назвали двор Мозаичным. Работа по созданию началась в 1984 году художником В.Лубенко и продолжается его учениками и единомышленниками.

На протяжении нескольких десятков лет здесь появились скамейки, стены, атланты и кариатиды, украшенные в технике мозаики. Коллекция постоянно пополняется новыми работами. А как приятно серым петербургским днем заглянуть в яркое лето и полюбоваться такими интересными идеями.

Памятник Александру Пушкину

e7b7fb0bc84a3721e5cf4e57a4231b09.jpg

Напротив Русского музея в 1957 году установлен памятник светилу русской поэзии— А.С.Пушкину. Над его созданием работали М.Аникушин и В.Петров. За создание образа поэта скульптору была присуждена Ленинская премия.

Фигура поэта установлена на красном гранитном пьедестале. Вместе с ним высота составила почти 8 метров. Сам памятник отлит из бронзы. Его открыли к 250-летию основания Санкт-Петербурга. Талантливый сын России изображен с вдохновенно отведенной в сторону рукой.

Адмиралтейство

 

На берегу Невы с другой стороны Дворцового моста от Эрмитажа находится Адмиралтейство, заложенное при Петре I. Его украшает кораблик, еще один из символов северной столицы. В голы великой Отечественной войны его пришлось убрать в специальный чехол, чтобы не привлекать внимание вражеской авиации. Ведь двухметровая фигурка расположилась на высоте 122 метра.

Первое каменное здание Адмиралтейства строилось в 1732-38 годах Иваном Коробовым. Территория вокруг него предназначалась для учений, а в праздничные дни здесь устраивались народные гуляния.

В 1806-23 годах архитектор А.Захаров придал облику здания новый вид, который нам знаком и сейчас. Фортификации вокруг Адмиралтейства были убраны, перестроено главное здание, но оставлен шпиль. Вокруг разбили парк.

В 2013 году в Адмиралтействе освятили храм Спиридония Тримифутского, покровителю путешествующих.

 

Другие новости